Уничтожение общественного музея им. Н.К. Рериха – несмываемое пятно на репутации России

Одним из положений Национальной Идеи России является утверждение: «Разрешены все виды искусства, которые делают человека лучше». В данной статье постараемся разобраться, соблюдается ли это положение в современной России на примере ситуации, сложившейся вокруг музея им. Н.К. Рериха в Москве.

Наверное, сложно найти человека, который не помнил бы из уроков истории о страшных днях, последовавших за февральской и октябрьской революциями.

Все знают, как опьянённые безнаказанностью революционные группы врывались в храмы, вырывали иконы из рам, глумились над историческим и культурным наследием страны. Как конфискованные у прежних владельцев предметы высокого искусства вывозились за рубеж и продавались. Казалось, всё это осталось далеко в прошлом, и в наши дни подобное варварство уже невозможно. Однако наблюдая за тем, как на наших глазах средь бела дня в самом центре Москвы совершается акт беспрецедентного вандализма – захват здания и имущества общественного музея им. Н.К. Рериха, начинаешь невольно задумываться о том, что страшное революционное время возвращается.

Начнём с небольшой исторической справки. Как всем хорошо известно, Николай Константинович Рерих – художник, писатель, путешественник, философ, культурный и общественный деятель мирового масштаба. Им создано около 7000 картин. Чтобы оценить значимость его творчества, упомянем лишь один факт: ещё при жизни художника в 1929 году в Нью-Йорке строится 29 этажный небоскрёб специально для музея Н.К. Рериха.

Музей Рериха

Николай Константинович является инициатором Пакта Рериха – первого в истории международного договора о защите культурного наследия. Пакт Рериха лёг в основу Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта, ратифицированной на сегодняшней день 108 странами.

Вследствие вызванной революцией сменой власти в России Н.К. Рерих был вынужден всю жизнь провести в эмиграции, хотя неоднократно предпринимал попытки вернуться на родину. Последняя попытка не увенчалась успехом из-за смерти Николая Константиновича в 1947 году.

Музей Рериха

Бесценное наследие художника было возвращено на родину своего создателя благодаря его сыновьям, желавшим создать на территории России музей имени своего отца. В 1957 году старший сын Юрий Николаевич Рерих привозит в Советскую Россию более 400 картин отца, коллекционные предметы, редкие книги, которые он передаёт государству. Часть этих предметов вошли в коллекции Третьяковской галереи, Русского музея, Новосибирского художественного музея и др. Другая же часть, оставшаяся после смерти Юрия Николаевича в 1960 году в его квартире, так и не была передана законному наследнику — младшему брату Святославу Николаевичу, а в последствии просто распродана незаконно завладевшими ей лицами (подробнее).

Музей Рериха

В 1974 году, когда праздновалось столетие Н.К. Рериха, младший сын Святослав Николаевич привёз в СССР коллекцию из 288 полотен для экспонирования по городам и весям страны. После того как картины перестали демонстрироваться на выставках, министерство культуры передаёт коллекцию на временное хранение в Музей Востока (при этом не получив на это согласие собственника — Святослава Николаевича).

Наученный печальным опытом потери привезённых братом картин, Святослав Николаевич настаивает на передаче оставшейся у него части наследия не государственной организации, а специально созданной общественной организации.

В 1990 году Святослав Николаевич передаёт СФР свою часть наследия, включив в дарственную упомянутую ранее коллекцию. Позже в 1991 году Фонд преобразуется в Международный Центр Рерихов. В 1992 году С.Н. Рерих подтверждает роль созданного им МЦР и просит в письме к президенту Б.Н. Ельцину помочь вернуть коллекцию, удерживаемую Государственным Музеем Востока (ГМВ) в МЦР.

Однако Государственный Музей Востока не желает расставаться с незаконно удерживаемой коллекцией. Начинают искаться поводы для того, чтобы не возвращаться в МЦР коллекцию. Сначала делается попытка по ряду формальных признаков доказать, что МЦР не является правопреемником СФР. Это дало бы возможность не возвращать коллекцию. Однако в 1992 году Святослав Николаевич, на тот момент ещё здравствовавший, подтверждает у нотариуса права МЦР на переданное в СФР наследие, таким образом ясно и недвусмысленно выразив свою волю.

Чем можно объяснить такое нежелание ГМВ расставаться с коллекций, большая часть которой всё равно не экспонировалась, а находилось в запасниках. К сожалению, если бы она просто находилась в запасниках, это было бы ещё полбеды. Упомянем лишь один факт. Напомним, что в 1974 году Святославом Николаевичем были привезены 288 картины, однако в списках ГМВ значились уже лишь только 282. Что стало ещё с шестью картинами?

Согласно исследованию, составленному на основе сравнения первоначального списка 288 картин, которые С.Н. Рерих передал Министерству культуры и спискам ГМВ вице-президент МЦР А.В. Стаценко утверждает о несоответствии по 60 позициям! (подробнее). Например, как указывает Александр Витальевич, «картина «Девика Рани Рерих» «образца 2004 г.» отличается от оригинала на 72 см!»

Поэтому есть все основания подозревать, что именно такое ошеломляющее количество картин по каким-то причинам пропало из первоначальной коллекции, находившейся в ведении государства. Однако в отличии от А.В. Стаценко государственная комиссия производила сверку руководствуясь описью, составленной самим же ГМВ(!), поэтому никаких расхождений найдено не было.

Теперь становится ясно, почему Святослав Николаевич так противился передаче этой во всех смыслах «надёжной» организации наследия отца и своих работ. Отметим попутно, что стоимость работ Николая Константиновича на аукционах «Сотбис» и «Кристис» оценивается в зависимости от размера от нескольких десятков тысяч до нескольких миллионов долларов.

Для понимания дальнейших злоключений, выпавших на долю наследия семьи Рерих, отметим также, что при создании СФР для его функционирования был выделен находившийся в полуразрушенном состоянии особняк семьи Лопухиных. Однако именно это здание одобрил Святослав Николаевич в том числе из-за его удачного расположение – в самом центре Москвы, рядом с Музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Без поддержки государства, самостоятельно собирая пожертвования, МЦР начиная с 1993 года осуществляет реставрацию усадьбы. В 1997 году в здании усадьбы начинает функционировать общественный музей им. Н.К. Рериха.

Музей Рериха
Музей Рериха

По всей видимости, чтобы скрыть пропажу картин и не возвращать коллекцию законному владельцу, которым в соответствии с волеизъявлением С.Н. Рериха стала организация МЦР, Государственным Музеем Востока совместно с министерством культуры предпринята попытка ликвидации истца – МЦР, путём выселения МЦР из усадьбы Лопухиных. Расчёт просто: не будет МЦР не нужно будет отдавать коллекцию.

Последовавшая череда судебных разбирательств 2002 – 2006 гг. между МЦР и Министерством Культуры является, поистине, пятном на репутации судебной системы. Сложилась парадоксальная ситуация: никто кроме МЦР не смог предъявить права на наследственное имущество С.Н. Рериха, однако под разными предлогами это имущество так и не было передано.

Музей Рериха
Музей Рериха

Тем временем общественный музей начали выживать из занимаемого здания. Изначально МЦР занимал усадьбу по договору аренды, однако после того как 2014 году, музей больше не смог выполнять его условия, здание было передано музею в безвозмездное пользование. Однако уже в 2015 году его «вдруг» переводят в федеральную собственность и передают Государственному Музею Востока.

И никого не остановил тот факт, что это является прямым нарушением изначальных договорённостей со Святославом Николаевичем, ставших условием для передачи наследия. В своем письме к мэру Москвы Ю.М.Лужкову в 1992 г. он напоминает: «Ныне бывшим президентом СССР М.С.Горбачевым мне была обещана поддержка в предоставлении отреставрированной усадьбы Лопухиных для хранения и экспонирования наследия моих родителей, что подтверждено Постановлениями Совета Министров СССР и исполнительным комитетом Моссовета» (подробнее). Однако похоже государство считает себя по данному вопросу хозяином своего слова: слово дал — слово взял.

20 марта 2017 года Арбитражный суд Москвы удовлетворил поддержанный Росимуществом иск Государственного музея Востока о расторжении договоров безвозмездной аренды и выселении МЦР из усадьбы Лопухиных.

7 марта 2017 г. в Международном центре Рерихов прошли обыски, в рамках которых были изъяты более 200 картин и рисунков (подробнее). Как выразился Анатолий Карпов, председатель Совета Попечителей общественного Музея имени Н.К. Рериха, многократный чемпион мира по шахматам: «Если бы я не знал, что в этом были замешаны следствие и юридические представители Министерства Культуры и Музея Востока, то я бы сказал, что 7 марта на нас был совершён бандитский налёт» (подробнее).

Музей Рериха

28 апреля в 21:30 по московскому времени до вступления в силу постановления суда на территорию Музея имени Н.К. Рериха вошли представители Государственного музея Востока (во главе с директором А.В. Седовым), сотрудниками частного охранного предприятия и правоохранительных органов. Сотрудники музея более не имеют доступа к имуществу, работа организации, фактически парализована.

2 мая на территории усадьбы замечены представители ГМВ и музея Н.Рериха в Нью-Йорке.

Какое пятно ставит эта история на репутации России? Захочет ли кто-то впредь возвращать в нашу страну какие-либо культурные ценности после такого вопиющего прецедента?

Вы также можете выразить свою позицию, поддержав набравшую уже более 250 000 голосов петицию в защиту музея: https://www.change.org

Для осуществления Национальной идеи необходима поддержка 1% населения России

(около 1 500 000 человек)

Поддержало

6001

человек

Осталось

1493999

человек

Поддержать

Форма для обратной связи