Интервью о воспитании детей с Президентом Русского Монтессори Общества Еленой Ситиной

1 июня — Международный день защиты детей или повод задуматься

Воспитание детей - 1 июня

1 июня – это Международный день защиты детей, который учреждён в ноябре 1949 года в Париже решением конгресса Международной демократической федерации женщин и впервые отмечался в 1950 году. В настоящее время традицию отмечать этот день поддерживают в более, чем 60 странах.

Существует символ Международного дня защиты детей – флаг, изображающий на зеленом фоне символ планеты, и пять разноцветных фигурок по ее окружности. Зеленый фон символизирует плодородие, рост и гармонию, планета – общий дом всех детей, а разноцветные фигурки – терпимость и разнообразие. Цветные человечки (цвета кожи различных рас) объединяют деток в одну звезду — символ света.

Что это – праздник или повод задуматься? Наверное, и то и другое.

Конечно, приятно дарить детям подарки и организовывать развлечения. Но не будем забывать, что в этот день речь идет о защите детей. В далеком 1949 году, когда мир только что пережил самую страшную войну, речь шла, прежде всего, о мире, который, как многие и сейчас считают, является очевидной гарантией счастливой жизни детей. Но, к сожалению, даже в мирное время и даже в благополучных странах дети страдают. А в иных случаях им просто не дают возможность родиться, узаконив аборты, а по сути, убийство детей еще в утробе матери.

Воспитание детей

Наверное, поэтому, противники абортов выбрали этот день для проведения акций в защиту права не рождённых детей на жизнь. В различных странах мира они собираются 1 июня или в один из ближайших дней, чтобы привлечь внимание широкой общественности к проблеме абортов.

Но даже те дети, которые уже появились на свет и живут под мирным небом, не находятся в полной безопасности. Наш мир так усложнился, что люди часто даже не подозревают об угрозах, которые он в себе таит. Загрязнения и искажения коснулись почти всех сфер жизни: воздух, вода, еда, музыка, звуковая среда, различные излучения, СМИ, интернет и т. д.

Человек – существо выносливое и может адаптироваться к очень многому, противостоять угрозам, но это в том случае, если он осознает то, что происходит. Когда мы не подозреваем об опасности, нет и нашей сопротивляемости вреду. В отсутствии жизненного опыта и заключается главная слабость ребенка, даже, когда ему уже 18 лет.

Вооружить его знаниями должны семья и школа. Но беда в том, что занятые родители надеются на школу, а вот к школе много вопросов.

Право на получение образование гражданам нашей страны гарантировано статьей 43 Конституции Российской Федерации, а все вопросы, связанные с этим, находятся в ведении государства.

Чтобы обеспечить это право, разработаны стандарты, которые являются обязательными для исполнения в образовательных учреждениях.

Получается, что во всей нашей многоликой стране миллионы детей обучают по одним и тем же правилам. Приводит ли это к тому, что наши дети становятся одинаково здоровыми, образованными и воспитанными? Совсем нет. Более того, эта система, которая все время реформируется, приводит к тому, что медики и ученые начинают бить тревогу по поводу ухудшения здоровья детей, их психического развития и даже их грамотности. Приведем примеры.

Здоровье. По данным Российской академии медицинских наук, за время обучения в школе число здоровых детей значительно снижается. К 15-17 годам до 70% школьников страдают хроническими заболеваниями. «Свыше 30% детей имеют отклонения в физическом развитии, — отмечает главный педиатр РФ академик РАМН Александр Баранов. За последние 15 лет эта цифра постоянно увеличивается, и это крайне тревожная тенденция. Подростки стали менее сильными, лишь половина 17-летних мальчиков и девочек способны выполнить возрастные нормативы физической подготовки».

Согласно статистике, за последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 34%, детей в возрасте 15-17 лет — на 65%.

Врачи, комментируя эту ситуацию, отмечают, что сама школьная среда является этому причиной. Дети мало времени проводят на свежем воздухе, вредное воздействие оказывают длительные статичные позы на уроке. Не смотря на наличие хороших спортивных залов, стадионов, бассейнов, большинство детей лишены возможности их посещать бесплатно.

Знания. Со знаниями, получаемыми в школе, тоже проблемы. Введение новых учебников и ЕГЭ, как отмечают специалисты, существенно снизили уровень грамотности детей, их способность к анализу и логическому мышлению. В результате, в последние годы нижнюю планку ЕГЭ в баллах вынужденно снизили. В противном случае, многие дети не получили бы аттестат об образовании.

Воспитание. К сожалению, вопросы воспитания в школе решаются по остаточному принципу. Педагогам и детям просто не хватает времени на внеурочное общение. Не решен вопрос свободного времени детей. Летние детские лагеря часто финансово не доступны большинству семей. Доверие к ним подорвано. Как результат, повальное увлечение компьютерными играми, сквернословие, курение, наркомания.

Всеми этими проблемами одинаково обеспокоены и родители, и рядовые педагоги.

Удивительно, но решения уже давно найдены, как педагогами прошлого, так и педагогами-новаторами нашего времени. Вот лишь некоторые из них:

Николай Иванович Пирогов

Антон Семёнович Макаренко

Василий Александрович Сухомлинский

Мария Монтессори

Шалва Александрович Амонашвили

Виктор Фёдорович Шаталов

Михаил Петрович Щетинин и другие.

Главное, что их объединяет это любовь и уважение к ребенку, создание условий для раскрытия его природных талантов. Эти ПЕДАГОГИ рассматривают ребенка не как сосуд для заполнения информацией, а как личность, способную к саморазвитию. Главная цель настоящего педагога — это не привести знания и поведение ребенка к некоему стандарту, а пробудить в нем стремление к знанию, развить способность самостоятельно мыслить и воспитать, в том числе, личным примером, нравственный подход ко всему.

К сожалению, методики педагогов-новаторов удается применить только в частных школах или, в порядке эксперимента, на государственной основе. Но, думается, к этому мы рано или поздно придем, иначе у нас просто нет будущего.

Воспитание детей

Приведем, в качестве примера, метод Марии Монтессори. Он интересен тем, что успешно применим к детям всех возрастов от рождения.

Монтессори-педагогика — научная педагогическая система воспитания и образования детей, разработанная врачом, психологом, педагогом Марией Монтессори (1870-1952).

Основной принцип — побудить ребенка к самообучению, к саморазвитию.

Девиз педагогов Монтессори: “Помоги мне это сделать самому”.

Смысл целей, поставленных при воспитании ребёнка по методу Марии Монтессори: самостоятельность, уверенность в себе, уважение к другим, приучение к порядку и трудолюбие.

Задача взрослого — организовать условия для возможности ребёнка, самостоятельно, с раннего детства вступить на собственный уникальный путь развития, реализовать свою ПРИРОДУ.

Понимая это, доктор Монтессори разработала специальную среду, в которой дети должны быть сами хозяевами и работниками – Монтессори класс. Это: легкая детская мебель, посуда и утварь, специальный «дидактический материал», которым заняты дети и который составляет центр всей системы Монтессори.

Воспитание детей
Воспитание детей

Монтессори-среда — это специально оборудованное помещение, где педагог не может сказать ребенку: «не трогай» или «нельзя» (конечно, если нет опасности для жизни малыша и окружающих его людей). Здесь ребенок трудится, учится, общается. Каждый предмет и его место продумано и направлено на развитие детей.

Воспитание детей
Воспитание детей

Свою педагогическую систему Мария Монтессори называла системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде. Системе Монтессори более 100 лет. Но очень долгое время её методы были недоступны в нашей стране, в то время, как в других странах они широко распространены. Педагогика Монтессори стала возрождаться у нас только в 90е годы. В настоящее время в России открыто много различных центров и детских садов, обучающих детей по системе Монтессори, но их явно не достаточно.

Расширение сети таких заведений затруднено из-за дороговизны, связанной с отсутствием государственной поддержки.

На сегодняшний день педагогика Марии Монтессори – одна из самых востребованных методик развития ребенка, в которой совмещено, казалось бы, несовместимое: свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа.

Свидетельством Мирового признания Марии Монтессори стало решение ЮНЕСКО в 1988 году, о включении её в четвёрку педагогов, определивших способ педагогического мышления в XX веке. Это Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Антон Макаренко и Мария Монтессори.

Марченко О.В.

Воспитание детей

Для осуществления Национальной идеи необходима поддержка 1% населения России

(около 1 500 000 человек)

Поддержало

6001

человек

Осталось

1493999

человек

Поддержать

Форма для обратной связи